matiss

Современное искусство и современная фотография

Фотография, живопись, кино — лишь методы передачи образов. Умение мастерски передавать образы — искусство. «Современная фотография» считает себя новым прогрессивным движением в искусстве. Отрицая значение фотографии как таковой,  современная фотография не стремится к отражению красоты окружающего мира. Пренебрегая законами восприятия, современная фотография оперирует понятием «междисциплинарный проект». Проектом в ее понимании является совокупность фотографии, видео-ряда, осветителей с сопроводительным «кураторским» текстом. Сами фотографии, как правило, идею не иллюстрируют. Они могут быть частью идеи. Могут быть вовсе с ней не связаны. Без пояснений автора его проекты теряют смысл.

Идеи раскрученных «современных фотографий» часто лежат в плоскости избыточной детализации и многократного фотомонтажа,  перерисовке и значительной цветовой обработке. Ценители современного искусства похожи на персонажей из сказки про голого короля. Узкий кругозор и готовность восхищаться всем, что им покажут, приводит к казусам. Не так давно жители Нью-Йорка сорок семь дней восхищались работой Анри Матисса «Лодка», выставленной в музее современного искусства «вверх ногами». Наивный Матисс. Он не догадался пометить, где верх. Затем отличились немцы, нахваливая «концептуальную» выставку инвертированные отпечатки весьма заурядных снимков. Наши ценители тоже отличились, подняв на знамя известную деталь. Крупным планом. Есть даже такие «авторы», которые только руководят съёмкой. Кнопку на их камере нажимает ассистент.

На мой взгляд «современная фотография» большей частью примитив, пришедший через скудость переживаний и ограниченный кругозор. Инфантильность всегда рождает жанры, где смех за кадром помогает хохотать по регламенту. Кульминацией же современной фотографии является ломография (бездумная съёмка с бедра). Подобные «жанры» сознательно вводят неопытную молодёжь в заблуждение. Их цель — извлечение прибыли за счёт непосвящённого обывателя. Такова, например, «фотосушка», где фотографии во дворах вывешивают прищепками на бельевых верёвках. Но есть обнадеживающая тенденция: толковые ребята дорожат своими работами, на прищепки их не вешают. . И приглашение на «фотосушку» считают оскорбительным.

PS. Картина Матисса в начале статьи перевёрнута, как в Нью-Йоркском Музее современного искусства. Надеюсь вы это заметили?

Александр Ведарев.