manual

Мастерство ручных настроек
А. Ведарев

Автоматических функций всё больше. И всё чаще их приходится отключать для сохранения идеи сюжета. Новые аппараты позволяют прогнозируют движение в кадре, подстраивают экспозицию, выбирают точки фокусировки и глубину резкости. Эти нововведения стоят больших денег. Но кто сказал, что они мне нужны?

Современные камеры напичканы автоматикой. Именно ее приходится отключать, чтобы не мешала работать. Например, я снимаю мастера балета на занятии хореографии. Он стоит у стены и внимательно наблюдает за движениями юных танцовщиц. Сейчас он герой сюжета, остальное — фон. Но что делает автоматика? Она просчитывает движения девочек, делает их резкими и выразительными. А неподвижного учителя игнорирует, исключая его из сюжета. Зачем мне такая автоматика? Мне важно передать сопереживание мастера ошибкам и успехам своих воспитанниц. Поэтому персонализации балерин я предпочту динамику их движения. Я вручную удлиню выдержку до 1/15 сек и открою диафрагму, превращая балерин в туманные силуэты на переднем плане: они могут отвлечь внимание зрителя от лица Маэстро.
«Это частный случай», — скажете Вы.  Искусство  всегда частный случай. А вот любая, даже самая лучшая автоматика — ширпотреб.

Автоматические камеры — это средний класс техники, рассчитанный на малоопытного состоятельного обывателя. Чем выше класс аппарата, тем меньше в нём автоматики. Аппаратура высшего класса ориентирована на ручные настройки. Большую часть стоимости топовых камер составляет уже не автоматика, а великолепная оптика и надёжная механика. На это и будем равняться. Мало автоматизированная камера дешевле и удобнее для вдумчивой творческой работы.

О приемах ручной работы с фото-оптикой я расскажу в другой статье.